Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 21.10.2017, 20:25

Сайт старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №34" Сысойкиной Татьяны Владимировны

Меню
Для методиста
Фотоальбом
Видеотека
Дорожная академия
Журнал
Сайт "Дошкольник"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Что такое развитие эмоционального интеллекта

 

Мамы и папы сегодняшних детишек не раз, наверное, задавали себе вопрос – почему один их одноклассник, трудолюбивый отличник, часто в жизни оказывается далеко позади другого – вроде бы не обладающего столь высоким IQ? И, самое главное, что именно влияет на степень успеха человека, кроме интеллекта? Психологи уже нашли ответ на этот вопрос: второго одноклассника от первого отличает высокий уровень эмоционального интеллекта.

Очень часто, забывая об эмоциональной сфере, родители направляют все усилия на развитие интеллектуальной сферы, а ведь эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.   

Что такое эмоциональный интеллект? 

Эмоциональный ум гораздо быстрее, чем рациональный, бросается действовать, - это радар для обнаружения опасности. Поэтому говорят, сначала эмоции – потом разум. Так мы устроены, что в основном мы не контролируем тот  момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, но мы можем оказать некоторое влияние на то, как долго она будет действовать. Надо постараться не позволять эмоциям: нас «захватывать», надо научиться разуму подключаться для ответственных решений, независимо от внешнего давления. Эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими (Д. Гоулмен).

 

Эмоциональный интеллект имеет два основных измерения:

  • Отношение к себе: как я понимаю себя и взаимодействую с собой, насколько у меня зрелая позиция по отношению к себе, насколько адекватны мои самоощущение и самооценка, что мной движет в работе и в жизни (внутренняя мотивация или внешние стимулы).
  • Отношение к другим: как я воспринимаю окружающих, насколько умею и хочу слышать, слушать и понимать других людей, способен ли я строить и поддерживать межличностные взаимоотношения. Для расшифровки и истолкования каждого их этих понятий мы предлагаем использовать привычный и понятный в HR-мире язык компетенций.   

Сейчас уже доказано, что существуют пути для овладения такими личностными качествами, как САМОКОНТРОЛЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, САМОМОТИВАЦИЯ, ПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, - именно это и развивает эмоциональный интеллект. И самое главное, в исследованиях было доказано, что эмоциональный интеллект можно формировать и совершенствовать в любом возрасте, и это, прежде всего, вопрос желания, времени и практики. Однако, как и с овладениями многими другими навыками, гораздо продуктивнее развивать эмоциональный интеллект в детях – тогда их потенциал раскроется полнее и счастливее!  

Правильно сформированный эмоциональный интеллект дает возможность позитивного отношения:

  • к окружающему миру (оценивать его как такой, в котором можно обеспечить себе успех и процветание);
  • к другим людям (как достойным такого отношения);
  • к себе (как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения).   

 

Зачем проводить занятия по эмоциональному развитию детей?

К моменту рождения человеческий мозг отнюдь не бывает полностью сформировавшимся. Он продолжает формироваться на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивное развитие приходится на детство. И тот эмоциональный опыт, который приобретается в детстве, влияет на весь жизненный путь.  Мы хотим научить ребенка справляться с плохим настроением, сдерживать эмоции, применять на практике эмпатии – умение считывать эмоцию, взгляд на вещи с позиции другого. Признаки эмпатии уже проявляются у 2-х годовалых ребят. Они начинают плакать вслед за другими, проявляют сострадание. Один из самых нужных эмоциональных уроков, которые усваиваются в младенчестве и совершенствуются на протяжении детства, является способ самоуспокоения (когда ребенок расстроен, мама берет на руки, качает, обнимает, говорит нежные слова).  

 

Мы учим:

  • понимать и владеть эмоциями, разговаривая с детьми об их переживаниях;
  • уметь понимать, не критикуя и не осуждая;
  • решать проблемы, возникшие на почве эмоций, объясняя как надо поступить, проигрывая ситуацию, вместо того чтобы драться или уходить от конфликта;
  • развивать положительные поведенческие реакции, решать конфликты мирным путем и просто поддерживать хорошие отношения.

Дети узнают, что у человека есть возможность выбора, как реагировать на эмоцию. И чем больше способов реагирования на эмоцию ребенок узнает, тем увлекательнее будет его жизнь. Определение эмоций – это сложный процесс для ребенка. Это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют эмоциональному состоянию. Мы предлагаем изучать эмоции так же, как буквы и цифры, чтобы стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими мыслями и чувствами, искажать общение.  

 

Программа эмоционального развития

Психологи выделяют 5 областей эмоционального интеллекта:

  • Самосознание, т.е. распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает;
  • Управление эмоциями – умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки;
  • Самоконтроль над эмоциями – это способность привести себя в состояние спокойствия (мотивация для самого себя);
  • Распознавание эмоций в других;
  • Поддержание взаимоотношений.  

 

Возрастные характеристики:

  • 3,5-4 года – чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок, дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся оказать помощь. В условиях неудачи обращаются к взрослым, одобрение служит мотивацией интересов ребенка. Основные эмоции: грусть, радость, спокойствие, страх.
  • В 4-5 лет развивается чувство привязанности к сверстникам. Новым является чувство юмора, дети понимают шутки и любят шутить, учатся сдерживать свои эмоции, произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций, хотя остаются импульсивными. Основные эмоции: грусть, злость, гнев, страх, удивление, спокойствие, радость.
  • 5-6 лет – начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у одних чувство тревоги, у других чувство радости.

Основные эмоции: страх, гнев, злость, грусть, удивление, интерес, спокойствие, стыд, вина, радость, зависть, отвращение.

 

Программа развития эмоционального интеллекта состоит из 3 разделов:

  1. Уверенность в себе Помочь осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как и каждый человек. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей – радость общения.
  2. Эмоции и чувства Знакомятся с языком эмоций выразительными средствами: позы, мимика, жесты; учатся пользоваться ими для проявления собственных чувств и переживаний, а также для понимания эмоционального состояния других.
  3. Социальные навыки Обучаются способам поведения в отношениях с другими, умению устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций, знакомятся с правилами поведения. 
В гостях у сказки
Для родителей
Опрос
Ваш ребенок любит ходить в детский сад?
Всего ответов: 15
ФИРО
УМЦО
АСОУ
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • МБДОУ №34

  • Copyright Deti-skazka.ucoz.ru © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz