Сайт старшего воспитателя

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №34"

Меню
Фотоальбом
Видеотека
Дорожная академия
Сайт "Дошкольник"

Проверяем готовность к школе дома

< Вернуться на главную страницу

Несмотря на то, что учебный детсадовский год только начался, многие родители будущих первоклассников уже сейчас начинают задавать вопрос: а готовы ли мы к школе? Ответить на него можно, потому как тестовые методики разработаны давно, а значит, вы сами, дома, можете провести экспресс-диагностику. О ее особенностях наш материал.

Что такое готовность к школе?

Для дошкольника и ученика начальной школы ведущей остается игровая деятельность, ученические навыки еще не сформированы. Даже более – они требуют формирования и оттачивания. Хорошо уметь отвечать, мыслить логически, обладать отличной памятью и вниманием, много знать и положительно относиться к школе – всему этому еще предстоит научиться, однако любой 6–7-летка, приходя в 1-й класс, уже имеет некоторый запас знаний и умений. При этом, чтобы как-то обозначить уровень подготовленности каждого маленького ученика, педагоги и детские психологи оперируют таким понятием, как«готовность к обучению в школе».

Если говорить предметно, то под готовностью понимают такое развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности. Специалисты имеют целую классификацию этой самой готовности к школе. В первую очередь они выделяют «функциональную готовность», или «школьную зрелость». Этот термин есть не что иное, как физиологическая готовность. Говоря проще, можно отметить, что именно эта характеристика является основной: если мозг и нервно-психологические структуры «дозрели» до школьного обучения, ребенок быстро адаптируется и справится с нагрузками (особенно эмоциональными). Если же этот показатель еще не в норме, первоклассник даже с высоким уровнем развития познавательных процессов и речи будет испытывать сложности. Добавьте сюда недостаточное развитие мелких и крупных движений и органов чувств, запаса знаний – и вы поймете, с какими именно сложностями может столкнуться ваш первоклашка.

 

Как проверить?

Физиологическую готовность к школе можно проверить достаточно легко и просто. Первый показатель биологического возраста – смена молочных зубов. У каждого дошкольника сроки индивидуальны, но в среднем у каждого первоклассника «не хватает» передних нижних или даже верхних резцов, и это норма. Второй тест, позволяющий определить функциональную готовность к школьному обучению, именуется филиппинским. Попросите ребенка поднять вверх правую руку и достать кончиками пальцев левого ушка, при этом наклонять голову или сдвигать руку назад, к затылку нельзя. Если у будущего первоклассника получилось схватить ушко, он готов к школе, нет – головному мозгу и нервной системе еще нужно «дозревать».

 

Произвольная готовность

Это еще одна составляющая классификации, которая означает, что ребенок умеет выполнять указания взрослого и достигать поставленной цели. Если ребенок умеет сосредотачивать внимание и заучивать некую информацию с подачи взрослого, если работа по словесной инструкции или по четким правилам не является проблемой, это хороший показатель. А все потому, что школа организует обучение в соответствии с программой, и требования, предъявляемые к деткам, одинаковые для всех. Конечно, индивидуальный подход в обучении был, есть и всегда будет, но любой учитель ждет от своих подопечных хороших результатов и развитых общешкольных учебных навыков.

Произвольная готовность к школе важна еще и потому, что именно она определяет отношение ребенка к обучению – если мотивация к процессу учения сформирована, ребенок будет с радостью ходить в школу, делать уроки и открывать для себя мир знаний. На фоне положительного отношения к школе познавательные процессы (внимание, память и мышление) будут развиваться куда более интенсивно, чем при низкой мотивации, а это уже показатель уровня развития интеллектуальной готовности.

Помимо мотивации и познавательных процессов, психологи констатируют: во время обучения немаловажным оказывается такой критерий развития, как коммуникабельность, – чтобы быть успешным собеседником и интересным человечком, ребенок должен уметь общаться и со сверстниками, и с взрослыми людьми. Если ваш будущий первоклассник легко устанавливает контакты с ровесниками и детками постарше, «дядями» и «тетями», бабушками и дедушками, при этом четко разграничивает ситуации общения и соблюдает нормы речевого этикета, можете предполагать, что его социально-психологическая готовность к школе в норме.

 

Тестовые задания

Книжные полки современных магазинов изобилуют различными сборниками тестов, определяющих уровень готовности к школе. Однако для выявления этого самого уровня в домашних условиях достаточно побеседовать с ребенком. Однако беседа беседе рознь, и вы должны понимать, что ваш разговор не простой, а очень сложный и важный. Чтобы провести домашнюю диагностику, подготовьте для себя блок заданий, в который обязательно включите:

  1. беседу по вопросам,
  2. собирание разрезных картинок,
  3. исследование восприятия,
  4. рассказ по картинкам,
  5. задания на понимание грамматической конструкции,
  6. нахождение лишнего предмета,
  7. проверку мелкой моторики рук ичтения.

Во время диагностики следите за своей интонаций и фразой: вопросы должны быть четкими и понятными, интонация – спокойной даже во время неточных ответов. Чаще подбадривайте ребенка, ведь ваша задача – просто оценить уровень готовности и отметить для себя моменты, требующие дополнительной проработки.

 

Беседа по вопросам

Этот блок заданий позволяет определить уровень знаний об окружающем мире и умение в нем ориентироваться. Хорошо, если ребенок дает полные ответы, если такого не происходит, учите, ненавязчиво помогая с формулировкой ответа. Мы предлагаем примерный список вопросов, расширить который вы сможете сами.

  1. Как тебя зовут? (Отличный показатель, когда ребенок полностью называет свою фамилию, имя, отчество.)
  2. Как зовут маму и папу? (Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.)
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь? (Знание адреса очень важно не только в ситуации подготовки к школе, но и в чрезвычайной ситуации.)
  5. Кем работает мама? Кто по профессии твой папа?
  6. У тебя есть сестра, брат? Как их зовут, сколько им лет?
  7. У тебя есть друзья? Как их зовут? В какие игры вы с ними играете? (Хорошо, если вы уточните про сезонные игры.)
  8. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  9. Какой сегодня день недели? Назови все дни недели.
  10. Какое сейчас время года? Как определить? Чем отличается весна от лета? (Вопросы на знание времен года могут варьироваться, ваша задача – понять, что ребенок различает все времена года и знает их отличительные признаки.)
  11. Каких домашних животных ты знаешь?
  12. Как называют детей животных? (Кошка – котята, собака – щенята и т.д.)
  13. Ты хочешь учиться в школе? (Спрашивайте, почему хочет или почему не хочет, чтобы подкорректировать мотивацию.)
  14. Почему в школе учиться лучше, чем дома? (Важный вопрос с точки зрения формирования мотивации, потому как ребенок в любом случае понимает, что с мамой дома лучше, чем в школе, однако вы должны объяснять, что мама не может научить всему тому, что знает учительница.)
  15. Зачем надо учиться?
  16. Какие профессии ты знаешь?
  17. Что делает на работе врач / продавец / строитель?

Рекомендации. Чтобы расширять кругозор, фиксируйте внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Учите комментировать увиденное: показывайте и приучайте к подробным и развернутым рассказам, читайте детские книги, где много диалогов и познавательных ситуаций, и обязательно обсуждайте прочитанное. Это разовьет речь и умение монологического ответа.

 

Собирание разрезных картинок

Это пазлы, но не в привычном понимании. Для диагностики достаточно разрезать картинку с изображением одного предмета (чашка, плюшевый медвежонок, дерево) так, чтобы у вас получилось 5–6 треугольников или квадратов. Не называя того, что изображено, попросите собрать картинку. В идеале ребенок должен собрать всю картинку и назвать, что изображено на ней. Если у вашего дошкольника пока не получается сделать это, развивайте пространственное воображение и фантазию. Сделать это можно, если рисовать, лепить, делать аппликации и собирать всевозможные конструкторы.

Кстати, о конструкторе. Эта простая на первый взгляд игрушка не так и проста. Конструктор учит детей усидчивости, что в условиях школы просто необходимо. Кроме того, работая с конструктором, ребенок развивает мелкую моторику и готовит пальчики к работе с мелкими деталями и письму. Но самое главное – собирая замки, машинки, порты и депо, дети учатся фантазировать, а воображение «тянет» за собой развитие познавательных процессов – внимания, памяти и логического мышления. Вывод очевиден: конструктор необходим и мальчикам и девочкам.

 

Исследование восприятия

Самый простой вариант – предложить картинку с легко угадывающимися контурами геометрических фигур и спросить, из каких геометрических фигур они составлены. Если ваша задача – выявить уровень избирательности внимания, предложите найти на изображении какую-то одну геометрическую фигуру (например, только круг или треугольник).

 

Рассказ по картинкам

Таких заданий много в букварях: 3–4 картинки, объединенные общим сюжетом, располагаются в произвольном порядке и предлагаются ребенку для создания рассказа. При этом в инструкции взрослый обязательно оговаривает, что картинки нужно расположить по порядку. Вы сами поймете, насколько ребенок справился с заданием: если рассказ последовательный и грамотный, все хорошо. Если есть неточности в сюжетной линии или конструкциях предложений, учите ребенка сочинять рассказы или сказки. Если вы видите сложность, читайте вместе коротенькие сказки и готовьте к ним такие же картинки на восстановление сюжета.

 

Понимание грамматической конструкции

Произнесите предложение: «Мальчик пошел на прогулку после того, как покушал». Затем задайте вопрос: «Что мальчик делал раньше – гулял или кушал?» (Или: «Девочка не пошла в садик, потому что заболела». Спрашиваем: «Почему девочка не пошла в детский сад?»)

 

Четвертый лишний

Найдите такие ряды картинок, где три предмета объединены по какому-то одному признаку, а один не соответствует ему (например, кастрюля, тарелка, бокал – посуда, цветок – растение). Спросите, что лишнее на картинке и почему? Обязательно уточните, как можно назвать одним словом ряд предметов с общим родо-видовым признаком.

 

Проверка мелкой моторики рук

Задание необходимо для оценки будущей способности хорошо писать. Ищите тесты и задания на прохождение лабиринтов и рисование дорожек от цыплят к домику, от поезда к вокзалу, велосипедистов к финишу и т.д. Как правило, начало дорожек имеет штриховку-образец, который нужно воспроизвести на всем пути задания. Оценивайте качество по состоянию линии: если ребенок не выходит за пределы дорожки, нет нарушений линии, которая четкая и без сильного нажима, или линия дрожит на всей дорожке, развивайте моторику: рисуйте, лепите, клейте аппликации, играйте с бусинами, пуговицами и шнуровками.

 

Счет в пределах 10

Ребенок умеет считать до десяти? А в обратном порядке? Умеет сравнивать числа и определять, на сколько больше или меньше то или иное число? Это хорошо. Что потребуется еще: знать «соседей» числа, считать от заданного и до заданного числа (например, от 3 до 9 или в обратном порядке от 8 до 2). Учите складывать и отнимать в пределах 10, и пусть это будут фрукты, конфеты и прочие лакомства. Если не получается в уме, считайте «живьем».

 

Проверка чтения

Показатель умения читать – не только чтение небольшого текста, но и ответы на вопросы к нему. Если ребенок не читает, тренируйте навыки узнавания букв и складывания их в слоги.

 

Подтягиваем «хвосты»

Чтобы устранить отдельные пробелы в знаниях и умениях, недостаточно думать, что ребенок, посещающий детский сад, к концу лета продемонстрирует хорошую готовность к школе. Конечно, определенный уровень знаний и умений у подготовишки будет, но и сами родители должны помочь ребенку: чтобы знания остались, а умения закрепились, нужно постоянно прорабатывать их. Радуйтесь, если после садика ребенок рассказывает вам о том, что он делал на занятиях, и всячески поощряйте его попытки и желание сделать свою поделку лучше, чем на уроке, выучить еще одно стихотворение или песенку, прочитать что-то из области познания мира – такими домашними занятиями вы поможете дошкольнику закрепить учебные навыки.

Кроме того, в процессе общения с родителями у ребенка формируется адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», но только при условии, что родные люди будут помогать и проявлять заинтересованность, но ни в коем случае не будут контролерами или критиками. Последнее просто опасно – если почемучка будет видеть чересчур строгое отношение к своим шедеврам или нежелание родителей сотрудничать, он поведет себя неадекватно. Первый вариант проявит себя в страхе задать вопрос, второй – в нежелании раскрыть себя («раз это никому не интересно»).

Чтобы создать ситуацию успеха, родители должны руководствоваться простыми правилами:

  • дети дошкольного и младшего школьного возраста учатся в игре, а потому находите время и включайтесь в игру, где вы и ваш ребенок будете равноправными партнерами;
  • домашние занятия эффективнее, если заниматься каждый день по 10–20 минут, чем два часа в выходные;
  • в занятиях следуйте правилу «от простого – к сложному». Добавляйте новые знания порциями, когда предыдущие уроки уже усвоены. Если вы видите, что усложнение «не идет», возвращайтесь к простым заданиям, изменяйте их условия или содержание, сохраняя цель. И снова идите к новым элементам;
  • оценивайте ребенка: хвалите, когда надо, и конкретно озвучивайте, за что вы хвалите. Если же ситуация требует некоторых поправок, проговаривайте, что именно не так, объясняйте, что нужно сделать для достижения успеха.

Итак, проверка знаний дошкольника в домашних условиях – это не экзамен, а подсказка для родителей, что необходимо «подтянуть» и где стоит подольше задержаться, чтобы закрепить знания, которые пригодятся совсем скоро. Именно вы, дорогие мамы и папы, можете сделать из своего крохи умничку, и время, потраченное на домашние занятия, станет не только залогом отличной подготовки к школе, но и вашим семейным досугом. Приятного вам времяпровождения и успехов в деле познания!

 

 

 

В гостях у сказки
Для родителей
Опрос
Ваш ребенок любит ходить в детский сад?
Всего ответов: 17
ФИРО
УМЦО
АСОУ
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • МБДОУ №34

  • deti-skazka.ucoz.ru © 2024