< Вернуться на главную страницу
Несмотря на то, что учебный детсадовский год только начался, многие родители будущих первоклассников уже сейчас начинают задавать вопрос: а готовы ли мы к школе? Ответить на него можно, потому как тестовые методики разработаны давно, а значит, вы сами, дома, можете провести экспресс-диагностику. О ее особенностях наш материал.
Что такое готовность к школе?
Для дошкольника и ученика начальной школы ведущей остается игровая деятельность, ученические навыки еще не сформированы. Даже более – они требуют формирования и оттачивания. Хорошо уметь отвечать, мыслить логически, обладать отличной памятью и вниманием, много знать и положительно относиться к школе – всему этому еще предстоит научиться, однако любой 6–7-летка, приходя в 1-й класс, уже имеет некоторый запас знаний и умений. При этом, чтобы как-то обозначить уровень подготовленности каждого маленького ученика, педагоги и детские психологи оперируют таким понятием, как«готовность к обучению в школе».
Если говорить предметно, то под готовностью понимают такое развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности. Специалисты имеют целую классификацию этой самой готовности к школе. В первую очередь они выделяют «функциональную готовность», или «школьную зрелость». Этот термин есть не что иное, как физиологическая готовность. Говоря проще, можно отметить, что именно эта характеристика является основной: если мозг и нервно-психологические структуры «дозрели» до школьного обучения, ребенок быстро адаптируется и справится с нагрузками (особенно эмоциональными). Если же этот показатель еще не в норме, первоклассник даже с высоким уровнем развития познавательных процессов и речи будет испытывать сложности. Добавьте сюда недостаточное развитие мелких и крупных движений и органов чувств, запаса знаний – и вы поймете, с какими именно сложностями может столкнуться ваш первоклашка.
Как проверить?
Физиологическую готовность к школе можно проверить достаточно легко и просто. Первый показатель биологического возраста – смена молочных зубов. У каждого дошкольника сроки индивидуальны, но в среднем у каждого первоклассника «не хватает» передних нижних или даже верхних резцов, и это норма. Второй тест, позволяющий определить функциональную готовность к школьному обучению, именуется филиппинским. Попросите ребенка поднять вверх правую руку и достать кончиками пальцев левого ушка, при этом наклонять голову или сдвигать руку назад, к затылку нельзя. Если у будущего первоклассника получилось схватить ушко, он готов к школе, нет – головному мозгу и нервной системе еще нужно «дозревать».
Произвольная готовность
Это еще одна составляющая классификации, которая означает, что ребенок умеет выполнять указания взрослого и достигать поставленной цели. Если ребенок умеет сосредотачивать внимание и заучивать некую информацию с подачи взрослого, если работа по словесной инструкции или по четким правилам не является проблемой, это хороший показатель. А все потому, что школа организует обучение в соответствии с программой, и требования, предъявляемые к деткам, одинаковые для всех. Конечно, индивидуальный подход в обучении был, есть и всегда будет, но любой учитель ждет от своих подопечных хороших результатов и развитых общешкольных учебных навыков.
Произвольная готовность к школе важна еще и потому, что именно она определяет отношение ребенка к обучению – если мотивация к процессу учения сформирована, ребенок будет с радостью ходить в школу, делать уроки и открывать для себя мир знаний. На фоне положительного отношения к школе познавательные процессы (внимание, память и мышление) будут развиваться куда более интенсивно, чем при низкой мотивации, а это уже показатель уровня развития интеллектуальной готовности.
Помимо мотивации и познавательных процессов, психологи констатируют: во время обучения немаловажным оказывается такой критерий развития, как коммуникабельность, – чтобы быть успешным собеседником и интересным человечком, ребенок должен уметь общаться и со сверстниками, и с взрослыми людьми. Если ваш будущий первоклассник легко устанавливает контакты с ровесниками и детками постарше, «дядями» и «тетями», бабушками и дедушками, при этом четко разграничивает ситуации общения и соблюдает нормы речевого этикета, можете предполагать, что его социально-психологическая готовность к школе в норме.
Тестовые задания
Книжные полки современных магазинов изобилуют различными сборниками тестов, определяющих уровень готовности к школе. Однако для выявления этого самого уровня в домашних условиях достаточно побеседовать с ребенком. Однако беседа беседе рознь, и вы должны понимать, что ваш разговор не простой, а очень сложный и важный. Чтобы провести домашнюю диагностику, подготовьте для себя блок заданий, в который обязательно включите:
- беседу по вопросам,
- собирание разрезных картинок,
- исследование восприятия,
- рассказ по картинкам,
- задания на понимание грамматической конструкции,
- нахождение лишнего предмета,
- проверку мелкой моторики рук ичтения.
Во время диагностики следите за своей интонаций и фразой: вопросы должны быть четкими и понятными, интонация – спокойной даже во время неточных ответов. Чаще подбадривайте ребенка, ведь ваша задача – просто оценить уровень готовности и отметить для себя моменты, требующие дополнительной проработки.
Беседа по вопросам
Этот блок заданий позволяет определить уровень знаний об окружающем мире и умение в нем ориентироваться. Хорошо, если ребенок дает полные ответы, если такого не происходит, учите, ненавязчиво помогая с формулировкой ответа. Мы предлагаем примерный список вопросов, расширить который вы сможете сами.
- Как тебя зовут? (Отличный показатель, когда ребенок полностью называет свою фамилию, имя, отчество.)
- Как зовут маму и папу? (Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.)
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь? (Знание адреса очень важно не только в ситуации подготовки к школе, но и в чрезвычайной ситуации.)
- Кем работает мама? Кто по профессии твой папа?
- У тебя есть сестра, брат? Как их зовут, сколько им лет?
- У тебя есть друзья? Как их зовут? В какие игры вы с ними играете? (Хорошо, если вы уточните про сезонные игры.)
- Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Какой сегодня день недели? Назови все дни недели.
- Какое сейчас время года? Как определить? Чем отличается весна от лета? (Вопросы на знание времен года могут варьироваться, ваша задача – понять, что ребенок различает все времена года и знает их отличительные признаки.)
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называют детей животных? (Кошка – котята, собака – щенята и т.д.)
- Ты хочешь учиться в школе? (Спрашивайте, почему хочет или почему не хочет, чтобы подкорректировать мотивацию.)
- Почему в школе учиться лучше, чем дома? (Важный вопрос с точки зрения формирования мотивации, потому как ребенок в любом случае понимает, что с мамой дома лучше, чем в школе, однако вы должны объяснять, что мама не может научить всему тому, что знает учительница.)
- Зачем надо учиться?
- Какие профессии ты знаешь?
- Что делает на работе врач / продавец / строитель?
Рекомендации. Чтобы расширять кругозор, фиксируйте внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Учите комментировать увиденное: показывайте и приучайте к подробным и развернутым рассказам, читайте детские книги, где много диалогов и познавательных ситуаций, и обязательно обсуждайте прочитанное. Это разовьет речь и умение монологического ответа.
Собирание разрезных картинок
Это пазлы, но не в привычном понимании. Для диагностики достаточно разрезать картинку с изображением одного предмета (чашка, плюшевый медвежонок, дерево) так, чтобы у вас получилось 5–6 треугольников или квадратов. Не называя того, что изображено, попросите собрать картинку. В идеале ребенок должен собрать всю картинку и назвать, что изображено на ней. Если у вашего дошкольника пока не получается сделать это, развивайте пространственное воображение и фантазию. Сделать это можно, если рисовать, лепить, делать аппликации и собирать всевозможные конструкторы.
Кстати, о конструкторе. Эта простая на первый взгляд игрушка не так и проста. Конструктор учит детей усидчивости, что в условиях школы просто необходимо. Кроме того, работая с конструктором, ребенок развивает мелкую моторику и готовит пальчики к работе с мелкими деталями и письму. Но самое главное – собирая замки, машинки, порты и депо, дети учатся фантазировать, а воображение «тянет» за собой развитие познавательных процессов – внимания, памяти и логического мышления. Вывод очевиден: конструктор необходим и мальчикам и девочкам.
Исследование восприятия
Самый простой вариант – предложить картинку с легко угадывающимися контурами геометрических фигур и спросить, из каких геометрических фигур они составлены. Если ваша задача – выявить уровень избирательности внимания, предложите найти на изображении какую-то одну геометрическую фигуру (например, только круг или треугольник).
Рассказ по картинкам
Таких заданий много в букварях: 3–4 картинки, объединенные общим сюжетом, располагаются в произвольном порядке и предлагаются ребенку для создания рассказа. При этом в инструкции взрослый обязательно оговаривает, что картинки нужно расположить по порядку. Вы сами поймете, насколько ребенок справился с заданием: если рассказ последовательный и грамотный, все хорошо. Если есть неточности в сюжетной линии или конструкциях предложений, учите ребенка сочинять рассказы или сказки. Если вы видите сложность, читайте вместе коротенькие сказки и готовьте к ним такие же картинки на восстановление сюжета.
Понимание грамматической конструкции
Произнесите предложение: «Мальчик пошел на прогулку после того, как покушал». Затем задайте вопрос: «Что мальчик делал раньше – гулял или кушал?» (Или: «Девочка не пошла в садик, потому что заболела». Спрашиваем: «Почему девочка не пошла в детский сад?»)
Четвертый лишний
Найдите такие ряды картинок, где три предмета объединены по какому-то одному признаку, а один не соответствует ему (например, кастрюля, тарелка, бокал – посуда, цветок – растение). Спросите, что лишнее на картинке и почему? Обязательно уточните, как можно назвать одним словом ряд предметов с общим родо-видовым признаком.
Проверка мелкой моторики рук
Задание необходимо для оценки будущей способности хорошо писать. Ищите тесты и задания на прохождение лабиринтов и рисование дорожек от цыплят к домику, от поезда к вокзалу, велосипедистов к финишу и т.д. Как правило, начало дорожек имеет штриховку-образец, который нужно воспроизвести на всем пути задания. Оценивайте качество по состоянию линии: если ребенок не выходит за пределы дорожки, нет нарушений линии, которая четкая и без сильного нажима, или линия дрожит на всей дорожке, развивайте моторику: рисуйте, лепите, клейте аппликации, играйте с бусинами, пуговицами и шнуровками.
Счет в пределах 10
Ребенок умеет считать до десяти? А в обратном порядке? Умеет сравнивать числа и определять, на сколько больше или меньше то или иное число? Это хорошо. Что потребуется еще: знать «соседей» числа, считать от заданного и до заданного числа (например, от 3 до 9 или в обратном порядке от 8 до 2). Учите складывать и отнимать в пределах 10, и пусть это будут фрукты, конфеты и прочие лакомства. Если не получается в уме, считайте «живьем».
Проверка чтения
Показатель умения читать – не только чтение небольшого текста, но и ответы на вопросы к нему. Если ребенок не читает, тренируйте навыки узнавания букв и складывания их в слоги.
Подтягиваем «хвосты»
Чтобы устранить отдельные пробелы в знаниях и умениях, недостаточно думать, что ребенок, посещающий детский сад, к концу лета продемонстрирует хорошую готовность к школе. Конечно, определенный уровень знаний и умений у подготовишки будет, но и сами родители должны помочь ребенку: чтобы знания остались, а умения закрепились, нужно постоянно прорабатывать их. Радуйтесь, если после садика ребенок рассказывает вам о том, что он делал на занятиях, и всячески поощряйте его попытки и желание сделать свою поделку лучше, чем на уроке, выучить еще одно стихотворение или песенку, прочитать что-то из области познания мира – такими домашними занятиями вы поможете дошкольнику закрепить учебные навыки.
Кроме того, в процессе общения с родителями у ребенка формируется адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», но только при условии, что родные люди будут помогать и проявлять заинтересованность, но ни в коем случае не будут контролерами или критиками. Последнее просто опасно – если почемучка будет видеть чересчур строгое отношение к своим шедеврам или нежелание родителей сотрудничать, он поведет себя неадекватно. Первый вариант проявит себя в страхе задать вопрос, второй – в нежелании раскрыть себя («раз это никому не интересно»).
Чтобы создать ситуацию успеха, родители должны руководствоваться простыми правилами:
- дети дошкольного и младшего школьного возраста учатся в игре, а потому находите время и включайтесь в игру, где вы и ваш ребенок будете равноправными партнерами;
- домашние занятия эффективнее, если заниматься каждый день по 10–20 минут, чем два часа в выходные;
- в занятиях следуйте правилу «от простого – к сложному». Добавляйте новые знания порциями, когда предыдущие уроки уже усвоены. Если вы видите, что усложнение «не идет», возвращайтесь к простым заданиям, изменяйте их условия или содержание, сохраняя цель. И снова идите к новым элементам;
- оценивайте ребенка: хвалите, когда надо, и конкретно озвучивайте, за что вы хвалите. Если же ситуация требует некоторых поправок, проговаривайте, что именно не так, объясняйте, что нужно сделать для достижения успеха.
Итак, проверка знаний дошкольника в домашних условиях – это не экзамен, а подсказка для родителей, что необходимо «подтянуть» и где стоит подольше задержаться, чтобы закрепить знания, которые пригодятся совсем скоро. Именно вы, дорогие мамы и папы, можете сделать из своего крохи умничку, и время, потраченное на домашние занятия, станет не только залогом отличной подготовки к школе, но и вашим семейным досугом. Приятного вам времяпровождения и успехов в деле познания!